?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

Выставка Левитана в Третьяковке / Levitan's Exhibition at the Tretyakova Gallery

Выставка Левитана в Третьяковке / Levitan's Exhibition at the Tretyakova Gallery

Previous Entry Поделиться Next Entry
Trestyany

Вчера посетил с френдами выставку Левитана в Третьяковке. Удивительно, как быстро у нас исчезают очереди! Только недавно все ужасались, сколько часов пришлось простоять на Крымском Валу, а мы пришли, и в очереди было человек 5-7.

Have been at Levitan’s exhibition at the Tretyakova Gallery with my friends. It’s amazing how quickly big queues pass by! It was but recently when everybody complained how many hours it had taken to wait at Krymsky Val, and we had only 5-7 people in front when we came there.



Левитан, конечно, великий живописец, и писать про него без пиетета плохо получается. Правда, настоящие шедевры представлены только от Третьяковки, картины из других музеев, включая Русский, не столь заметны. Ты переходишь от одного пейзажа к другому, и кажется, что они написаны несколько небрежно. В отличие от Шишкина, Левитан отдельные листочки не прописывал, хотя мог бы, свидетельством чему небольшие картины вроде натюрморта с одуванчиками или ветки цветущей яблони. Но его картины и не созданы для таких подробностей: их надо смотреть в отдалении, пытаясь уловить дух полотен.

На них, кажется, можно различить не только точный месяц, запечатлённый в работе, но и температуру, силу ветра: где-то картины залиты солнцем и теплом, а где-то сквозит стужа. Но пейзажи у Левитана служат какой-то другой цели помимо любования российской природой. Вот закат в деревне, и ты как будто возвращаешься домой по извилистой дорожке, а избы – долгожданный отдых в конце пути. Девушка идёт по аллее в Сокольниках, и вся её походка говорит о невероятном волнении, возможно, в предвкушении свидания (кстати, её рука откинута так, будто она говорит по мобильнику – подозреваю, что сам Левитан не имел этого в виду). А почему на картине Март он изобразил запряжённую лошадь? Может, он хотел сказать, что праздник весны – это труд, и настоящая радость возможна именно в работе. Полное спокойствие – это смерть, это недвижная вода У омута, противопоставленная потоку и волнам с другой стороны плотины.

В этом мир Левитана, его послание из того времени, когда верили в прогресс и не боялись перемен. Готовы ли мы принять их, вот в чём вопрос.

Levitan is a great painter without doubt, it is hard to write on him without piety. The true masterpieces however have come from the Tretyakova Gallery itself, while other museums, incl. the Russian Museum are not so prominent. You turn from on landscape to another and you feel as if they were painted a little carelessly. Contrary to Shishkin, Levitan hardly painted each leaf, though he could as you can witness from small pictures like the still-life with dandelions or the branch of apple-tree in bloom.

It seems you can tell not only the particular month of the picture but the temperature and wind strength, some paintings are filled with sunshine and warmth, some are permeated with cold. But Levitan’s landscapes serve some other purpose but enjoying the Russian nature. Here you see a sunset in a village and you seem to return home down a winding road, the houses symbolizing the dear repose in the end of a long way. A girl is walking down an alley in Sokolniki and the way she walks reveals her unbelievable distress, maybe with a date ahead (by the way, her arm is formed as if she were talking on her mobile; I suspect this was not intended by Levitan). And why did he put a harnessed horse onto The March? He may have wanted to say, the spring festivity comes from labor and the true joy is impossible but in work. Perfect rest is the death, it is the unmovable water At Deep Water as opposed to the torrent and the waves on the other side of the dumb.

This is Levitan’s world, his message from the time when people believed in progress and were never afraid of the change. Are we ready to face it? This is the question.



Разработано LiveJournal.com