?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

"Бесприданница" в Мастерской Фоменко / "The Dowerless Bride" by Fomenko Workshop Theatre

"Бесприданница" в Мастерской Фоменко / "The Dowerless Bride" by Fomenko Workshop Theatre

Previous Entry Поделиться Next Entry
Tarusa

Меня очень поразило, когда узнал, что в Мастерской Фоменко поставили Бесприданницу Островского. Не то чтобы неподходящая пьеса, но просто какой-то вызов обществу, дерзкое сравнение с блестящей экранизацией. Тем более удивителен был её большой успех в прессе, несколько номинаций на Золотую Маску и победа в одной из них.

 

I was astonished to learn of Fomenko Workshop theatre staging The Dowerless Bride by Ostrovsky. Don’t mean the play is improper, but looks like a challenge to the society, a bold comparison to the brilliant movie. The more surprising was its big success in the press, several Golden Mask nominations and winning one of them.

Проще всего ответить про Цыганова, исполнявшего роль Карандышева. В него веришь моментально, с первого появления на сцене. Да, это ничтожный человек, не способный подняться над собственными комплексами. Очки и портфель даже кажутся лишними: в финальных сценах нет ни того, ни другого, но актёр без видимого труда передаёт образ.

 

У Агуреевой роль Ларисы Огудаловой в первом действии кажется плоской. Сложно ли сыграть мятущуюся душу, разрывающуюся между долгом и чувством? Не думаю, ведь вся борьба происходит внутри, а снаружи – одно сомнение и недосказанность. Однако стоило закончиться антракту, как я безоговорочно поверил в игру Агуреевой. Жребий брошен, пружина распрямилась, и преображение актрисы таково, что с трудом веришь, что это один и тот же человек. Наверное, в этом и состоит актёрская гениальность.

 

Можно добавить романс в её исполнении (нет, не тот, что в фильме). Обидно, правда, что поёт она его практически а-капелло, притом что Баршак (Вожеватов) демонстративно держит в руках гитару. Ну не умеет человек играть на ней, с кем не бывает. Так убрали бы этот эпизод или ввели бы фонограмму! Это, кстати, не единственная песня  спектакля, исполненная а-капелло: отличилась ещё Кашковская (тётка Карандышева). Может, это такая фишка, петь без аккомпанемента?

 

Некоторые критиковали Любимова в роли Паратова, сравнивая его с Михалковым. Мне показалось, правда, что он играл другого человека. У Михалкова был барин с соответствующими замашками и поведением, у Любимова – купец, хотя и с претензиями.

 

Я редко комментирую оформление спектаклей, но на этот раз не могу его не отметить. Очень сильным ходом была проекция лунной дорожки по Волге на задник сцены! Она появляется постепенно, а исчезает только в самой концовке. Ведь Волга – это один из главных героев драмы, символ мечты и недостижимости: она всегда за кадром, но все герои стремятся в Заволжье. Паратов с Ларисой отправляются туда на короткий срок, только чтобы испытать падение по возвращении обратно. Или может это только мне так кажется, потому что я жил на Волге и знаю, что такое контраст между городской суетой и величественной красотой открывающихся с откоса далей?

 

Мечта неосуществима, цепи превращают человека в вещь, и звучит выстрел. И наступает заслуженный триумф труппы.

 

It’s easier to reply in respect to Tsyganov playing Karandyshev. You believe in him on the spot, from the first appearance on the stage. Yes, it is a paltry man unable to rise above his complex. Spectacles and a case seem excessive. They lack in the final stages, but the player reveals the character brightly without visible efforts.

 

Agureeva’s role of Larisa Ogudalova looks plain in the first action. Is it hard to play a restless heart torn apart by her duty and feeling? I don’t think so, as the struggle takes place inside and the outside is just doubt and the unsaid. But as soon as the interval was over, I believed in Agureeva’s play immediately. The die was cast, the spring was straightened, and the actress’s transformation is so dramatic that you hardly perceive that it is the same person. This must be the genius of a player.

 

You may add a romance she sings (no, not the same as in the movie). It’s a pity however that she sings almost a-capello, while Barshak (Vozhevatov) demonstrates a guitar in his hands. He may not know how to play, it’s OK. Why not exclude the episode then or introduce canned music? By the way, it’s not the only a-capello song from the play, Kashkovskaya (Karandyshev’s aunt) sings another one. Is it the fiche to sing without accompaniment?

 

Some used to criticize Lyubimov playing Paratov in comparing him with Mikhalkov. It seemed to me however that he played a different person. Mikhalkov was a gentleman with certain aspirations and behavior, while Lyubimov is a merchant, although a pretending one.

 

I do not normally comment on the decorations, but cannot but mention them now. It made big effect to put a moonlight path on the Volga against the background! It appears with the time and fades away only in the very end. The Volga does belong to the main characters of the play, it symbolizes dream and its inaccessibility, as it is always not here, though everybody want to go over there. Paratov and Larisa cross it once only to experience a fall on their return. Or maybe it is just my feeling as I have lived on the Volga and know the contrast it makes among the city vanity and the majestic beauty of the space you see from the slope?

 

The dream fails to realize, chains turn a person into a thing, so the shot rings out. So comes a deserved triumph of the troupe.

Разработано LiveJournal.com