?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

Г. Бичер Стоу "Хижина дяди Тома" / "Uncle Tom's Cabin" by H. Beecher Stowe

Г. Бичер Стоу "Хижина дяди Тома" / "Uncle Tom's Cabin" by H. Beecher Stowe

Previous Entry Поделиться Next Entry
Tarusa

Многие помнят, что роман Бичер Стоу был очень популярен в СССР. Его рекомендовали ко внеклассному чтению по истории как пример эксплуатации в капиталистическом обществе. Сам помню, как в школе восхищался дерзким побегом семьи Харрисов в Канаду и удивлялся непонятному поведению дяди Тома, который безропотно выносит страдания и гибнет.

Many remember that the novel by Beecher Stowe was very popular in the USSR. It was recommended as out-of-class reading on history as an example of exploitation in the capitalist society. I recall my school-time admiration of the brave escape by the Harris family to Canada and my embarrassment over the strange behavior of Uncle Tom who endures sufferance without complaint and dies.



Хижина дяди Тома – исключительно христианское произведение, что я не мог оценить в детстве. Уже с первых строк религиозная тема выходит на авансцену, цитаты из Писания не прекращаются на протяжении всего повествования. Все положительные герои сверяют свои поступки с христианской моралью, а отрицательные сквернословят и предаются суевериям. Исключения – Сен-Клер и Касси, но первый на смертном одре приходит к Богу, а вторая меняется в результате общения с Томом и Эммелин.

Автор подчёркивает, что это не случайно. Как можно последовательно верить в Бога, если рабство противоречит всем нравственным нормам? Рабовладельцы просто вынуждены бороться с христианством, иначе как быть с браками, заключаемыми на небесах? А с душами, принадлежащими только Господу? С проклятием тем, кто наживается на крови ближнего? Наконец, закон 1850 года, запрещавший оказывать помощь беглым рабам, стал непосредственным поводом к написанию книги.

Многим рабам с хозяевами везёт, но парадоксальным образом это делает их положение лишь хуже. Ведь после хороших хозяев они попадают к плохим и этот контраст поражает. Вообще, Бичер Стоу мастерски использует контрасты, чередуя беззаботные сцены семейной жизни с ужасами рабства. Некоторые рабовладельцы разводят рабов как зверей, методично отнимая у Пру всех её детей. Легри говорит, что раб окупается, если проработает 2-3 года прежде чем умрёт. А каково «сострадание» Хэйли, который считает необходимым определённую деликатность с рабами, дабы те ненароком не наложили на себя руки!

Я читал эту книгу параллельно с Архипелагом ГУЛаг Солженицына и был поражён сопоставлением деталей, порой почти дословным: взять, например, разделение семей и женщину, высматривавшую своего мужа в колонии с ближайшего холма, или идеологию лагерного начальника Френкеля, повторяющую вышеупомянутые слова Легри. Это не удивительно. Сама Бичер Стоу подчёркивает, что дело не в цвете кожи, а в институте рабства как таковом. «Что значит свобода страны без свободы каждого?» Вопрос этот не худо бы задать некоторым записным патриотам и в наши дни.

Uncle Tom’s Cabin is a truly Christian book, I had no chance to conceive it as a kid. The first lines bring religion under the headlights, citations from the Scripture keep appearing throughout the narration. All the positive characters act according to the Christian morals, while the negative ones swear and fall under superstitions. The exceptions are Saint-Clare and Cassy but the former comes to God at the death bed, while the latter changes as a result of contacts with Tom and Emmeline.

The writer makes her point that it is not by chance. How can one believe in God if the slavery contradicts to all the morals? The slave owners have no choice but fight against Christianity, otherwise what shall they do with the marriages in heaven? With the souls belonging to God only? With the curse on those who make inquisition for blood of the neighbor? After all, the 1850 Fugitive Slave Act was the immediate cause for writing the book.

Many slaves are lucky with their owners, but it makes their lives paradoxically even worse. When they change owners, they go to bad ones and the contrast is remarkable. Beecher Stowe is very good in bringing the contrasts by following happy family episodes by the atrocities of slavery. Some slave owners breed slaves like animals and keep taking all Prue’s children away. Legree states that a slave repays if it works 2-3 years before he or she dies. And what about Haley’s “compassion”, who finds certain delicacy with the slaves necessary to avoid their committing suicide!

I’ve been reading the book in parallel with The GULag Archipelago by Solzhenitsyn and I am impressed by resembling details, sometimes to a word. Take for instance separation of families and the woman who tried to spot her husband in the camp from a nearby hill, or the ideology of Frenkel, a camp supervisor, who repeats the above-mentioned words of Legree. No wonder. Beecher Stowe herself used to stress that the issue is not in the color but in the slavery institution. “What is freedom to a nation but freedom to the individuals in it?” Makes sense to put this question to some of today’s hearty patriots.
Разработано LiveJournal.com