?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

"Москва старообрядческая" В.Ф. Козлова / "The Old-believer Moscow" by V.F. Kozlov

"Москва старообрядческая" В.Ф. Козлова / "The Old-believer Moscow" by V.F. Kozlov

Previous Entry Поделиться Next Entry
Tarusa
Moscow Old Believers
У melanyja позаимствовал чудесную книгу про старообрядческие места российской столицы. Интересны не только фотографии, порой в сопоставлении с дореволюционными видами, но и глубина исследования вопроса автором.

Поражаешься, насколько сильными были старообрядческие общины Москвы даже в период официального преследования старообрядцев в XVIII-XIX вв. Здесь, конечно, сыграла свою роль их готовность браться за любую работу и даже с риском для жизни. Именно так, в борьбе с эпидемией чумы в столице возникли Рогожское и Преображенское кладбища, по сути, два посёлка со своей внутренней жизнью.

Но сказались и привычки сектантов, их готовность любой ценой поддерживать своих единоверцев. Особенно масштабной выглядит фигура купца Ковылина, который на своей частной земле создал беспоповское кладбище и наводнил Москву старообрядцами своего толка. Попытки властей прижать раскольников нередко пресекались взятками.

Что сгубило старообрядцев? То, что работало в прежние времена, не подходило для XX в. Поддержка своих ограничивала общение. В отдельных случаях прихожан, активно общавшихся с "никонианами" и иноверцами, не допускали до общей молитвы. И в какой-то момент старообрядцы утратили чувство реальности. Привыкнув бороться с властями, они активнее прочих поддерживали революционеров и даже большевиков. Как ирония судьбы смотрится могила фабриканта-революционера Шмита на Преображенском кладбище, которое после победы революции отобрали у верующих.

Впрочем, почитать книгу интересно и для общего понимания жизни в Москве до революции, и для прояснения непростой истории многих прекрасных мест этого города.

I've got from melanyja a wonderful book on the old believers' relics of the Russian capital. It is interesting not only by the pics, sometimes counterposed against the pre-revolutionary views, but also by the depth of the research by the writer.

I wonder how strong the old-believer communities in Moscow used to be even during the formal campaign against the old believers in the 18-19th cc. It has been certainly caused by their willingness to take on any work, even to risk their lives. This is how the Rogozhskoye and the Preobrazhenskoye (Transfiguration) cemeteries were founded in fighting against the plague, soon to become two villages with their internal rules.

But the sectant habits played their role too, they were ready to support their fellow believers at any cost. The greatest figure was Kovylin, the merchant who used his own land to create a Priestless cemetery and flood Moscow with old believers of his trend. Attempts by the authorities to crush the Dissecters were often pushed back by bribes.

What has ruined the old believers? What used to work in the past was not fit for the 20th c. Preference to fellow believers was a barrier to communication. There were cases when those who actively contacted Nikonians or Non-Orthodox were banned from the common prayers. And the moment came when the old believers got out of touch with reality. Accustomed to oppose the authorities, they were the most active in supporting the revolutionaries and even the Bolsheviks. Ironically, there is a tomb to Shmit, the revolutionary factory owner in the Preobrzhenskoye cemetery, which was takenback from the believers after the revolution.

But the book is fun also for general understanding of the life in Moscow before the Revolution or for clarifying the difficult history of many nice places in the city.
  • Для прогулок по Москве эта книга может быть путеводителем
  • Mой любимый Козлов))))))
    Да, это была прекрасная, но последняя книжка в издательстве "Москвоведение". Merci Собянину!
    • Поздравляю с возвращением в ЖЖ ;)

      Спасибо за подсказку, инициалы исправил. Я тоже слышал, что издательство прикрыли. Других книг, к сожалению, не читал, но эта произвела очень хорошее впечатление на фоне других, по большей части, популярных изданий о Москве.
  • Только вот, если можно исправить, не "Ф.Козлов", а В.Ф.Козлов (Владимир Фотиевич то есть - наш главный краевед, председатель Союза краеведов России, между прочим;)
Разработано LiveJournal.com