?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

"Москва-Петушки" В. Ерофеева / "Moscow-Petushki" by V. Erofeev

"Москва-Петушки" В. Ерофеева / "Moscow-Petushki" by V. Erofeev

Previous Entry Поделиться Next Entry
Tarusa

Прочёл культовое самиздатовское произведение – Москва-Петушки Ерофеева.

 

Уже много лет прошло с момента его появления, но оно, как и прежде, делит читателей на два диаметральных лагеря. Одни в корне не приемлют постоянной выпивки и разговоров о ней в книге, полагая, что кроме неё в книге вообще ничего нет (в отношении одной из глав так оно и есть, её содержание исчерпывается фразой «И немедленно выпил»). Другие, напротив, считают её гимном специфическому российскому образу жизни с бесшабашным разгулом, просыпанием в чужих подъездах и пр.

 

Я не могу отнести себя ни к тем, ни к другим, но роман мне понравился. Мне представляется, что нарочитое доминирование выпивки не является в нём главным. Автор сам показывает абсурд и отсутствие смысла жизни главного героя. Чем дальше, тем сильнее нарастает абсурд: «ангелы» и «голоса» вытесняют реальных попутчиков, а под конец теряется и понимание того, куда едет поезд. А начинается всё с абсурда советской реальности, когда рабочие занимаются только тем, что выкапывают, а потом обратно закапывают один и тот же кабель, а герой «усовершенствовал» производственный процесс, отказавшись трогать кабель вообще и перейдя на круглосуточное пьянство и игру в карты.

 

Вот она – чёткая логика повествования! Мало найдётся книг, в которых бы столь метко бичевалась социалистическая система, где, как пел Nautilus, «мерилом работы считают усталость».

 

А что же пьянство? – спросите Вы. Оно очень к месту, принимая во внимание время написания книги. У пьяного что на уме, то и на языке, он не боится ни контролёров в поезде, ни более серьёзных органов. Только он способен был в те годы открыто говорить правду. Интересно, относится ли это к нынешним временам…

 

I am through with the cult Samizdat book called Moscow-Petushki by Erofeev.

 

Many years have passed since it was written, but the work still divides readers into two opposing categories. The first totally reject constant drinking and talking to the point in the book, they claim that the book hardly contains anything but this (it is true in respect to one chapter with a single sentence: “And I drank immediately”). The other consider it vice versa a hymn to the specific Russian life style of wild outbursts, waking-up in strange doorways etc.

 

I don’t belong to either side, but the novel has impressed me. In my opinion, intentional drinking domination is not the main thing there. The author reveals absurdity and lack of meaning of life of the hero. Absurdity level increases with the time: “angels” and “voices” remove the real fellow-travelers, the hero fails to understand by the end even the train’s destination. But it all begins from absurdity of the Soviet reality when workers dig up the cable only to bury it again later. The hero has “improved” the process through leaving the cable in peace and turning to constant drinking and card-playing.

 

That’s the clear logic of narration! I know few books blaming so hard the socialist system, where after Nautilus Pompilius “tiredness was the measure of work”.

 

You’d ask: And what about drinking? It suits the text perfectly if we consider the timing of its appearance. Drunken people always say what they think, they don’t fear either train controllers or higher authorities. It were only them who could openly tell the truth at that time. It is interesting to know if the same refers to the present or not…

Разработано LiveJournal.com