?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

А.А. Маслов "Бусидо. Кодекс чести самурая" / "Bushido. Samurai Code of Honor" by A.A. Maslov

А.А. Маслов "Бусидо. Кодекс чести самурая" / "Bushido. Samurai Code of Honor" by A.A. Maslov

Previous Entry Поделиться Next Entry
Tarusa

Раз уж в эти праздники я прикован к дому и компьютеру, самое время приналечь на чтение. Книгу Маслова про Бусидо я приобрёл с расчётом познакомиться с кодексом поведения самурая. Однако в этом поиске меня поджидали определённые сюрпризы.

 

Once I am tied to home and my PC during the holidays, I’d better attend to reading. I have bought the book on Bushido by Maslov in order to get familiar with the Samurai code of conduct. This search has led me to some surprises however.

Главным из них оказалось отсутствие единого кодекса как такового. По словам автора, существовали десятки независимых друг от друга трактатов. В сборник включён один из наиболее известных, Книга пяти колец Миямото Мусаси. Вместе с тем, остаётся ощущение, что даже его автор, прославленный самурай XVII века не претендовал на всеобъемлющий охват. Демонстрируя практические приёмы боя и даже поднимаясь над ними, описывая подготовку духа, он оставляет в стороне самое главное – философию японского общества, сделавшую возможным такие явления как готовность умереть за господина или, скажем, “пробу меча” – разрешение самураям испытывать оружие на случайных прохожих.

 

Такую попытку предпринимает сам автор сборника, и на этом пути нас поджидают новые неожиданности. Оказывается, сам идеал самурая претерпевал разительные изменения. В Средние века самураю, в отличие от европейских рыцарей, считалось неподобающим сочинять стихи или, например, играть на музыкальных инструментах. Когда в XVII веке самурай Хота Масамори хотел посмотреть коллекцию чайных сервизов  Хосокавы Сансая, тот вместо этого показал оружие, а на прямой вопрос ответил, что воины должны беседовать только об оружии и ратных делах. Но высокий эстетический идеал воина побуждал самураев ценить прекрасное, к этому их призывал и дзен-буддизм, утверждавший, что сансара (бытие) неотличима от нирваны и надо уметь наслаждаться жизнью. Поэтому самураи Нового времени были уже совсем другими.

 

Противоречивые посылки (высокий эстетический идеал и готовность идти на любую подлость ради него) и непостоянство во времени. Может ли в таких условиях сформироваться что-либо прочное? Но история показала, что бусидо владел умами людей спустя много лет после уничтожения самурайского сословия. Даже во Второй Мировой лётчики-смертники таранили авианосцы, а после капитуляции Японии прошла волна сэппуку, ритуальных самоубийств. Всё-таки, было что-то цельное в этом учении.

 

The main one is in absence of the unified code. According to the author, there existed dozens of independent treatises. This compilation includes the most famous one, The Book of Five Rings by Myamoto Musashi. But even this leaves a feeling that a glorious 17th-c. Samurai, its author never aimed at universal coverage. He demonstrates practical combat techniques and even rises above it in describing spiritual training, but leaves behind the core of it, i.e. the Japanese philosophy that allowed such things as readiness to die for your master or let’s say “sword trial” or Samurai right to try weapons on passers-by.

 

The compilation author makes such an attempt himself and we are surprised further here. The Samurai ideal turns out to have changed significantly with the time. It was improper for a Middle Age Samurai to write verses or for example play musical instruments, quite different from the European chivalry. When Hota Masamori, Samurai wanted to have a look at Hosokava Sansai’s tea service collection in the 17th c., the latter demonstrated his weapons instead and replied to a blunt question that warriors must discuss weapons or fighting only. High esthetics of the warrior ideal induced Samurais however to value beauty. Zen Buddhism called to the same as it claimed that sansara, our existence is not different from nirvana, so you need to enjoy your life. Modern Age Samurais were therefore not the same.

 

Contradictory premises (high esthetics of the ideal and readiness to take any meanness for it) and instability with the time. Can anything firm base on such grounds? The history demonstrated however that Bushido ruled people’s minds long after the Samurai estate was destroyed. World War II suicide pilots used to collide with air-carriers, a wave of seppuku, ritual suicides followed Japan’s capitulation. Some integrity existed in the doctrine after all.

Разработано LiveJournal.com