?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

"Клоун Шалимар" С. Рушди / "Shalimar The Clown" by S. Rushdie

"Клоун Шалимар" С. Рушди / "Shalimar The Clown" by S. Rushdie

Previous Entry Поделиться Next Entry
Tarusa

Последнее время мне не везло с книгами. Попадались настолько слабые произведения, что иные возвращались на полку недочитанными, а уж писать о них в ЖЖ совершенно не хотелось. Рано или поздно это должно было закончиться. И я открыл Клоуна Шалимара Салмана Рушди.

 

I have been unlucky with the books lately. They were so weak, that some of them returned to the shelf unfinished and I had no wish to write on them in Livejournal. It ought to stop sooner or later. And I opened Shalimar The Clown  by Salman Rushdie.

О чём этот роман? О трагедии одной семьи, в которой жена бросила мужа, с которым её дочь вынуждена сойтись в смертельной схватке. Но это не более чем завязка, изменения в жизни героев имеют гораздо более глубокие корни. По ходу текста ты понимаешь, что закат театра бханд патхер был предопределён историческими событиями, когда из остатков брошенной военной техники родились стальные люди, несущие за собой смерть. Что это такое, спросите Вы? Конечно, терроризм и религиозные конфликты. В романе их встречается множество: упоминаются и беспорядки в Лос-Анджелесе, и взрывы боевиков ИРА, и теракты против христиан на Филиппинах, и афганские моджахеды, есть отсылки даже к преследованию евреев гитлеровцами.

 

 

 

Непонятно, откуда пришло это зло: в какой момент люди стали делить окружающих по религиозному признаку? Ясно, что в древнем Кашмире этого не было, там индусы и мусульмане мирно сосуществовали и сообща решали проблемы. Описания волшебных садов Шалимара, сказочных озёр Сринагара, праздников Пачхигама составляют самое яркое место романа. И потом люди пытались бороться с фанатизмом. Бомбур Ямбарзал своим комичным представлением отрезвил односельчан и заставил их прогнать Стального Муллу, Большой Мисри в одиночку убил троих братьев Гегру. Но даже герои бессильны остановить приход хаоса, предсказанного ведьмой Назребаддаур: описанный в первых главах рай распадается, насилие осуществляют обе стороны, а в результате рушатся судьбы людей.

 

 

Но если истоки зла остаются непрояснёнными, его причина раскрывается полностью. Автор подробно описывает логику фанатиков с обеих сторон и тех, кто за ними стоит. Мы видим закомплексованных генералов, готовых вести войну только ради войны, обиженных людей, погрязших во мщении, а над всем этим – холодных и равнодушных политиканов, забывших юношеские идеалы и оперирующих вместо людей аббревиатурами. Идеалы мира, гуманизма, цивилизации забыты ими, потому и рушится рай Кашмира. Но метастазы проникают дальше, а выхода из заколдованного круга мести не видно. Откроем ли мы глаза или и дальше будем резать иноверцев? На этот вопрос автор очень хотел бы ответить, но не смог. Эта дилемма переадресована нам с Вами.

 

 

What is that novel about? A family tragedy, when a wife left her husband her daughter will have to fight in a mortal combat. But it is just the plot, changes in the heroes’ lives have much deeper roots. Following the text you start to understand that the decline of bhand pather theatre was inevitable under the historical circumstances, when the remnants of the military machines gave life to steel men who spread death. What is this? Terrorism and religious conflicts, of course. You can find lots of them in the book mentioning

Los Angeles disorder, IRA explosions, terrorist attacks against Christians in the Philippines, Afghan modgaheds, even references to the Nazi holocaust.

 

The origin of the evil is difficult to find. When did the people start using religious principle for separating others? It was surely absent in ancient Kashmir, where Hindus and Muslims used to live peacefully together and solve problems together. Descriptions of the magnificent Shalimar gardens, fairy-tale Srinagar lakes, Pachhigam celebrations make the brightest part of the novel. Even later people tried to oppose the fanatics.  Bombur Yambarzal staged a comic show to sober his fellow-villagers and make them drive away the Steel Mullah, Big Misri alone killed three Gegru brothers. But even the heroes are unable to stop the chaos foreseen by the witch Nazrebaddaur, the paradise from the first chapters turns to pieces, both sides use violence, as a result private lives break down.

 

The origin of the evil remains unclear, but the reason is revealed completely. The author describes in detail the logic of fanatics from both sides and those who stay behind them. We can see psychologically defective generals who fight for war’s sake, offended people stuck in vengeance, and above all, cold and indifferent politicians who have forgotten their youth ideals and think acronyms instead of people. Peace, humanism, civilization values are forgotten, that’s why the Kshmir paradise falls apart. But metastases penetrate further, and we can see no way out of the vicious circle of vengeance. Will we open our eyes or keep slaughtering non-believers? The author wished he could answer the question, but failed. It is us who are to respond.
  • вот. вот совсем недавно в читающем сообществе мне сказали что да горе и грозы гораздо проще писать, что их больше.
    а вот доброго-то практически нет.
    ну вот такие книги выпускаются сотнями, а что-то доброе ты можешь вспомнить?
    • А тебе не сказали в сообществе, что эта идея восходит к Аристотелю? Старик говаривал, что хороший конец умаляет значение трагедии, он не заставляет человека задуматься. Такие вещи можно смотреть (в применении к книгам - читать) в расслабленном состоянии и немедленно забывать после завершения. Многие любят именно такие книги, и я их не осуждаю.

      Что касается добра у Рушди, то, повторяя написанное выше, именно такие сцены, на мой взгляд, удались ему лучше всего в книге. Кашмирский рай - это мирное сосуществование людей разных религий. Почитай, там есть просто завораживающие описания! И они занимают гораздо больше места, чем в моей рецензии, так что приношу свои извинения.
  • Спасибо, по возможности почитаю.
Разработано LiveJournal.com