?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

Л.Н. Толстой "Воскресение" / "Resurrection" by L. Tolstoy

Л.Н. Толстой "Воскресение" / "Resurrection" by L. Tolstoy

Previous Entry Поделиться Next Entry
Shakhmatovo
Если Войну и мир Льва Толстого я уже перечитал два раза, до Воскресения руки дошли только теперь. А ведь это такое нашумевшее произведение, за которое писатель был даже отлучён от церкви.

I had read twice War and Peace by Leo Tolstoy, but have only reached Resurrection now. And this is the famous work that has led the writer to the church interdict.



Внешне сюжет очень напоминает Идиот Достоевского. Тот же герой из высшего света, который поисками правды вызывает недоумение окружающих. Правда, против Нехлюдова не ополчается весь мир, но сам он круто меняет свою жизнь, а главное, делает всё, чтобы спасти погубленную им когда-то Катюшу Маслову.

Нравственный подвиг героя и его новые принципы любви к ближнему резко контрастируют с бесчеловечными порядками вокруг. Автор не жалеет красок, чтобы описать уродливость суда присяжных, пенитенциарной системы, самодовольного поведения власть предержащих и лицемерия официальной церкви. Куда ближе ему революционеры, многие из которых стоят выше среднего уровня по своим нравственным принципам.

«Опять морализаторство!» - скажете Вы? Если бы только это! В Войне и мире Толстой критиковал роль личности в истории, и с этим можно было и согласиться, но отрицание далёкого от совершенства порядка требует создания своей, не менее планомерной программы. Но от ответа автор уклоняется. То есть, он даёт его в отношении отдельно взятого человека, но как общество заставить вложить во всё любовь к ближнему? Ведь устами Нехлюдова Толстой верно замечает: «Только позволь себе обращаться с людьми без любви, … и нет пределов жестокости и зверства по отношению других людей». Увы! С позиции сегодняшнего дня лучшей иллюстрацией данной фразы скорее выглядит то, что произошло в России после победы революции и свержения ненавистного порядка. И тут нет парадокса! Просто антонимом хорошего порядка является не плохой порядок, а беспорядок, и борьба Нехлюдова – не с режимом, а за совершенствование режима. Революционеры были ему попутчиками по этапам, но дальше убеждения должны развести их в стороны. Жаль, что Толстой закончил роман, не доведя до этой черты!

The plot is very much similar to The Idiot by Dostoevsky. The same high-society hero who seeks the truth only to embarrass others. Though Nekhlyudov is far from becoming the enemy of the whole society, he dramatically changes his way of life and first of all does his best to save Katyusha Maslova, his earlier victim.
The hero’s spiritual feat and his new principles of love to neighbor come in sharp contrast with inhuman ways all around. The writer spares no colors in describing the deficiency of the jury trial, penitentiary system, superior behavior of those in power and hypocrisy of the official church. Revolutionaries are much closer to him, many of them stand above the average in their spiritual principles.

Morality again! – you may say? If only that! Tolstoy criticizes in War and Peace the role of a person in history and you may even agree with him. But denouncing the order, though far from perfect, requires a competing, not less detailed program. The writer evades the answer. He does give it in respect to a particular person but how to make the whole society add to everything love to neighbor? Tolstoy correctly says via Nekhlyudov: “Once you allow to treat people without love, … and there are no more limits to cruelty and atrocity in respect to other people”. Helas! The best illustration to the above statement from today’s perspective is what has happened in Russia after the victory of the Revolution and overthrow of the hateful order. There is no paradox! The antonym of a good order is not a bad order but lack of order, so Nekhlyudov’s fight is not against the regime but for its improvement. Revolutionaries were his companions on the way to Siberia, but their beliefs must separate them. What a pity that Tolstoy ends the novel before reaching this boundary!

  • Почему Толстой не любил суда присяжных, это было прогрессивной формой по сравнению с существовавшим до Александра Второго судом на уровне управления в администрации губернатора, не отделенным от исполнительной власти.
    • Я некорректно выразился: суд в рамках исполнительной системы (апелляцию в Сенат) он также критикует.
      • В общем, он критикует всю систему, несмотря на то, что она была одной из самых прогрессивных в Европе. И вообще, по прошествии времени можно смотреть с сожалением на некоторых русских писателей, которые набросились с критикой на реформы Александра Второго и внесли свою лепту в консервативных отказ от реформ в дальнейшем. Хотя сами писатели типа Толстого и Некрасова критиковали слева, но получилось - что сыграли сначала на консерваторов, а в итоге на хаотичных революционеров.
Разработано LiveJournal.com