?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

Рассказы В. Шукшина / Stories by V. Shukshin

Рассказы В. Шукшина / Stories by V. Shukshin

Previous Entry Поделиться Next Entry
Shakhmatovo
После спектакля в Театре Наций захотелось почитать рассказы Шукшина, чтобы оценить его творчество самому. До этого он казался мне излишне реалистичным, его герои будто бросали в тебя комьями грязи с деревенских улиц. Как будто, чтобы разуверить меня, уже в первом рассказе Артист Фёдор Грай главный герой оппонирует литературным экспериментам а-ля рюс.

A performance in the Theatre of the Nations has inspired me to read stories by Shukshin to assess his works myself. He seemed to me too realistic in the past, as if his heroes threw you village street dust in the face. The book started reassuring me from the first story, Fyodor Gray The Actor, where the main character opposes to literary experiments à la russe.



Вопреки клише, рассказы Шукшина далеко не всегда про деревню, есть и про больницу, и про города. Но кажется, что во всех них действуют одни и те же герои, неуклюжие, не способные сориентироваться в жизни, найти тёплое место, но всегда искренние. Нередко это горожане первого поколения, тоскующие по деревне, некоторые из которых навещают родные места (Земляки), другие подумывают об этом (Выбираю деревню на жительство). Однако объяснить всё тоской по деревне не получается: там та же тоска, которую мы видим и в Думах, и в Дяде Ермолае. Отсылки в добрые старые времена не работают: беспросветность царит в Лесе про досоветскую деревню и в Далёких зимних вечерах, описывающих жизнь деревни в войну. Но о чём тогда рассказы и где идеал автора?

Не в борьбе ли правды и лжи? Шукшин писал в годы Застоя, когда ложь заполняла пространство, и каждый рассказ – крик души с просьбой остановить этот поток. Хочется подобно Владимиру Семёнычу из мягкой секции разнести свои гарнитуры, но ты знаешь, что будешь подобно герою этого рассказа даже в азарте прикидывать, как бы потом всё богатство восстановить. Ставшие большими людьми, герои Шукшина не становятся счастливыми, и случайные события заставляют их понять, что что-то важное проходит мимо них, как в рассказе Как зайка летал на воздушных шариках. И тогда возврат в деревню ничего не решает: ложь преследует человека до конца, до последней точки на мониторе в больнице в рассказе Жил человек…

Та эпоха, в которой жил Шукшин, прошла. Стихли бурные и продолжительные аплодисменты. Но есть опасение, что лжи в мире меньше не стало. А искренние герои вроде Кости из Другов игрищ и забав встречаются так редко и, по-прежнему, обречены на поражение.

Contrary to the image, Shukshin did not always write on the country life, there are stories about hospital, on city life. But they tend to be populated by similar characters, clumsy, unable to get their position in life, a warm place, but always sincere. They are often urban newcomers who miss their villages, some of them visit their birthplaces (The Fellow Countrymen), other play with the idea (Choosing a Village to Live). But you cannot explain it all by the country call, you feel the same anguish in The Thoughts or in Uncle Yermolay. The concept of good old times doesn’t help: hopelessness reigns in Lesya on the pre-Soviet countryside or in The Far Winter Nights on the country during the war. But what are the stories about then and what is the writer’s ideal?

Is it not in the struggle between the truth and the lie? Shukshin used to write in the years of Stagnation when the lie filled all the space and every story is a cry to stop that flow. You want to destroy your furniture like Vladimir Semyonych from the Soft Department, but you know that you cannot help considering in the height of rage how to restore the treasure. Shukshin’s heroes become prominent but fail to get happy, occasional circumstances make them understand that something important passes by as in the story How a Bunny Was Flying on Balloons. And then return to the country never helps, the lie haunts the man till the end, to the last point on the screen in a hospital in the story There Lived a Man…

The era of Shukshin is over. The strong and lasting applause has come down. But there is a fear that there is not less lie in the world. And sincere heroes like Kostya from The Friends in Game and Amusement are too rare and doomed for defeat.

Разработано LiveJournal.com