?

Log in

No account? Create an account

Мой мир

Выставка Шишкина / Shishkin Exhibition

Выставка Шишкина / Shishkin Exhibition

Previous Entry Поделиться Next Entry
Tarusa

Сегодня выбрались всей семьёй в Москву. Надо же когда-нибудь выбираться, в конце концов! В праздники не получилось: то к нам приезжали гости, то мы уезжали. От того времени остался длинный список выставок. Теперь мы были уверены, что посетим многие из них.

 

We have visited Moscow with all the family today. After all we must go there sometimes! The holidays were not the best time as we invited guests and visited others. That period left behind a long list of exhibitions to attend. And we were sure now to visit most of them.

Почему наши планы не оправдались? Сложно сказать. Вроде бы каникулы позади, и толпы школьников должны покинуть музеи, а выставка Шишкина на Крымском Валу шла с осени. Но так получилось, что её разрекламировали под Новый год, и большинство решили, как и мы, дождаться завершения каникул. Результат: за час стояния в очереди все продрогли, времени и желания посмотреть что-то ещё не осталось.

 

Но ведь и эта выставка кое-что значит! Все критики, которых я читал, ополчились на Шишкина: природа – это примитивно, фотографично, а бесчисленные репродукции вплоть до конфетных обёрток превратили его картины в лубок. Но почему-то у каждого второго дома висят его репродукции, а на выставку было не пробиться… Неужели мы так примитивны и поддаёмся манипулированию? А может, всё-таки, есть в творчестве Шишкина что-то, что оправдывает подобный интерес? Этот вопрос не давал мне покоя сегодня. Переходя от картины к картине, я задавался вопросом, что объединяет все эти полотна. И кажется, я понял, в чём дело. Природа Шишкина довлеет над людьми: если они и появляются на её фоне, то теряются в ней, их может быть и не видно с первого взгляда, они являются неотъемлемой частью пейзажа, будь то лесорубы или элегантные дамы на прогулке.

 

Природа для Шишкина – это и есть Родина, будь то речной простор, чаща или весёлый ручеёк. Она чиста, и она вмещает в себя всё. Человек может испортить её своими несовершенными конструкциями, но она, всё равно, возьмёт своё. Характерно, что в наброске к известной картине Рожь на заднем плане виднелось село с церковью, но в окончательном варианте автор от этого отказался. Родина – не значит «идеал». Шишкин не идеализирует природу: его деревья, как правило, несимметричны, у них могут быть обломаны ветви, искривлены стволы. Но это несовершенство только усиливает притягательную силу Родины. Надписи на некоторых картинах показывают, что это ощущение не вполне правомочно: многие из них написаны в Германии, Швейцарии, Эстонии, Финляндии. Но и они написаны с позиции русского человека, а потому дышат Родиной. А ради этого стóит постоять час в очереди на морозе.

 

Why have our plans failed to come true? Difficult to say. The school holidays seem over, and crowds of children were to have left the museums, while Shishkin exhibition at Krymsky Val has been open since autumn. But it was heavily advertised before the New Year, and many visitors took the same decision as us, to wait till the holidays are over. As a result, we got chilled for the hour-long standing before the entrance, there was neither time no desire left to visit anything else.

 

But that exhibition is also important! All the experts I’ve read have criticized Shishkin, claiming nature as primitive, photographic, numerous reproductions (even on sweets wrapper) have turned his pictures into pop print. But somehow every second flat houses his reproductions, and his exhibition was not easy to attend… Are we that primitive and subject to manipulation? Or maybe there is something in Shishkin’s painting style that justifies such interest? This was the question I was thinking over today. Strolling from one painting to the other I asked myself what was the common thing about them. And I seemed to understand. Shishkin’s nature is above the people. Even if the latter appear there, they get lost against its background, they may be even difficult to notice at first glance, they are just a part of the landscape, were it loggers or elegant ladies on a walk.

 

Shishkin’s nature is our Motherland, be it a river view, a thicket or a lively creek. It is pure and it contains everything. The man may spoil it with his imperfect constructions, but it will get the upper hand in the end. We may find good example in the famous Rye, which sketch depicted a village with a church in the background, though the artist removed them from the final variant. Motherland is not equal to ideal. Shishkin doesn’t idealize the nature: his trees are usually asymmetrical, they may have broken branches, crooked trunks. But that imperfection makes Motherland even more attractive. Inscriptions on some paintings demonstrate that that feeling is not correct: some of them were painted in Germany, Switzerland, Estonia or Finland. But it was a Russian who painted them, and they have an air of the Motherland. This is worth spending an hour in the frost.

Разработано LiveJournal.com